Ускорение работы пользователей 1с
Разработки

Удобство, эффективность программы 1с

На рынке все больше и больше появляются конфигурации, разработанные на управляемых интерфейсах. Появляются интерфейсы «Такси» на платформе 1с 8.3. В новом предполагается глобальное улучшение юзабилити (удобство работы) программы 1с. Так ли это? В этой статье определим понятие, что есть удобство работы в программе и как определить эффективность интерфейса конфигураций 1с. 
 
 

Удобство работы в программе (юзабилити) напрямую влияет на скорость производительность сотрудников компании. Время, которое ваши работники теряют при работе с неудобной программой, это деньги, которые теряете вы, как собственник бизнеса.

Рассмотрим в статье несколько признаков, влияющих на эффективность работы в программе.
 
 
«Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь»
Конфуций

 


Качественный признак


Этот признак определения насколько интерфейс пользователя удобен и легок в использовании – это и есть юзабилити. Словом «юзабилити» обозначается набор методов, служащих для улучшения интерфейса во время процесса его разработки.

Шесть показателей юзабилити программы:

Обучаемость - насколько легко пользователи смогут сориентироваться, где что находится, выполнить основные задачи, впервые встретившись с незнакомым им интерфейсом. Насколько будет необходима подробная инструкция. Многие из вас внимательно изучают «справочное руководство по работе с программой»?
 
Запоминаемость - после того, как пользователь снова вернется к интерфейсу обработки, документа, отчета через определенный промежуток времени, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с ними.
 
Ошибки - сколько ошибок делает пользователь, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить эти ошибки, сам интерфейс позволяет совершать данные ошибки? Например, на форме документа присутствуют множество реквизитов и пользователь постоянно ошибается в их заполнении из-за: неудобства их расположения, нелогичности расположения, отсутствия подсказки их заполнения и важности, отсутствия заполнения по-умолчанию. А также из-за множества на форме реквизитов, которые не используются, но мешают восприятию самой формы. А уж, если еще важные реквизиты находятся в разных закладках, то контролировать одним взглядом уже совсем не получится.
 
Стильность – желательно чтобы вся конфигурация 1с была выполнена в одном стиле дизайна.
 
Удовлетворенность – степень удовлетворенности пользователя при работе пользоваться в данном интерфейсе.
 
Эффективность - после того, как пользователи ознакомятся с новым дизайном, как быстро они могут выполнить свою работу, задачи.

 

 

 
 



Полезность

 
Существует еще множество других не менее важных качественных признаков дизайна программ 1с. Один из основных и ключевых – это полезность. Этот показатель описывает функциональность дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс тем, что пользователю нужно.
 
 
«Нужно иметь в голове великое множество разнообразнейших идей, чтобы родить одну хорошую
С.Мерсье

 
Юзабилити и полезность одинаково важны. Какой толк в программе, пусть даже и удобной в использовании, если она не делает то, что вам нужно? Плоха и та программа, которая по функционалу делает то, что вам нужно, но вы не можете с ней работать из-за ее сложного интерфейса и ввод информации занимает колоссальное (!) время, а это уже потеря в финансовом плане. Получится так, что для ввода этой информации потребуется еще дополнительные человеко-часы, другими словами дополнительные рабочие места.

Для изучения полезности программы можно пользоваться теми же методами, что и при изучении качества ее юзабилити.
 

 При разработке программ считайте, что улучшение юзабилити в два раза означает:
- сокращение в два раза времени на обучение пользователей;
- увеличение в два раза, например, количества действий, которые пользователи совершают за день, за час, за минуту и т.д. 


 

 
 



Методы изучения

 
Существует множество методов изучения юзабилити, но самый основной и самый полезный  — это метод тестирования вашего дизайна пользователями. Он включает в себя в свою очередь шесть компонентов.
 
«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их»
Конфуций
 
 

Выберите несколько пользователей и посмотрите, как они работают в текущей программе. Привлеките к тестированию пользователей, которые не работают в этом подразделении (отделе, департаменте), где используется эта обработка, документ, отчет.

Привлекайте пользователей не только профессионалов в своих вопросах, но и простых рядовых пользователей тоже. Посмотрите, как они действуют в тех или иных случаях. Хорошо ориентирующийся пользователь может не обратить внимание на многое и делать в автоматическом режиме, не обращая на какие-то мелочные неудобства. Но эти мелочные неудобства могут рядового пользователя поставить в тупик.

Попросите этих пользователей уровня высокого, среднего и низкого выполнить наиболее типичные задачи.

Наблюдайте за тем, что делают пользователи, где у них все получается, где у них возникают трудности с интерфейсом. Слушайте, что говорят пользователи. Задавайте встречные вопросы, интересуйтесь было бы им удобно, если бы было вот так-то и так-то.
 

 


Если потребуется, а это действительно дает ощутимый результат при анализе работы, делайте замеры рабочего времени пользователей. Ведь для ввода систем оплаты по сдельной оплате делают ведь замеры рабочего времени рабочих, так и здесь эти замеры позволят определить, сколько времени тратится на работу в программе. 
 
Пользователи могут быть удивлены к такому подходу. Объяснить это можно тем, что это именно для них нужно, а не прихоть разработчика. В основной своей массе разработчики не являются как таковыми пользователями. Они великолепно понимают, как работает функционал программы или, если не понимают, то легко это могут увидеть в конфигураторе.
 

А вот сидеть и каждый день вводить данные в программу они не будут, поэтому они не смогут оценить для себя удобно будет его программа или нет. Конечно, с опытом это приходит. И разработчик должен опираться на тот объем багажа знаний за своими плечами, который использовал в той или иной системе. Тем не менее, это не исключает производить тестирование на новых системах.

 


Золотая середина

 
Каждый человек меня в чем-то превосходит; и в этом смысле мне есть чему у него поучиться"
Р.Эмерсон
 

 
Удивительно еще и то, что работать с разными пользователями интересно. У одних представление может настолько разниться, в видении как это должно быть, у других подход может быть более не стандартный или креативный. А другой пользователь будет просто через чур критиковать все что было сделано. В целом разработчик должен суметь увидеть полезность этого всего и выбрать золотую середину.

Кто-то может перемудрить. И действия возымеют обратный эффект. А кто-то может подсказать, что видел, допустим, в другой программе (возможно не в 1с!) где происходит действия в такой-то последовательности и т.п.

 


 


Индивидуальный подход

 
Самое важное  — проводить тестирование отдельно с каждым пользователем. Пусть каждый из них сам решает ставшие перед ним проблемы. Если вы им будете помогать или привлекать их внимание к какому-то определенному элементу на экране, вы можете испортить результаты теста, а возможно будет полезно обоим сторонам.

Для того, чтобы обнаружить наиболее серьезные проблемы в удобстве работы в программе, вполне достаточно привлечь к тестированию трех пользователей. Не нужно разоряться на какое-то крупное исследование. Лучше всего провести несколько мелких тестов и вносить изменения в дизайн после каждого из них. Так вы сможете сразу исправлять обнаруженные ошибки и это не вызовет у других пользователей шокового состояния, какое может вызвать кардинальное изменение всей программы.

Этот метод последовательного дизайна лучше всего позволяет улучшить качество конечного продукта. Чем больше версий и идей вы откатаете на пользователях, тем лучше.


 


 


Оценка качества

 
Удобство работы в программе играет свою роль на каждом этапе реализации проекта. Оценка качества интерфейса на каждом этапе  — лишь одна причина, по которой мы рекомендуем проводить многократные тесты.
 
Вот как это выглядит:

Перед началом разработки нового дизайна, проведите тестирование старого дизайна программы, чтобы выявить в ней хорошие моменты, которые надо оставить или усилить, и плохие моменты, которые вызывают затруднения у пользователей.

Исследуйте программы других разработчиков, чтобы получить идеи о возможных вариантах интерфейса, имеющих те же функции, что и ваш.


 

 
Проведите тестирование в реальных условиях, чтобы оценить, как работают с интерфейсом пользователи в обстановке своего рабочего места.
Возможно, лучше создать бумажные прототипы одного или нескольких вариантов дизайна и испытать их на пользователях. Чем меньше вы времени потратите на воплощение той или иной идеи, тем лучше, так как вам все равно придется менять дизайн по результатам тестов и если на бумаге или в excel-е это получится сделать гораздо быстрее, то зачем терять время.

Отшлифуйте идеи, которые дают лучшие результаты, в нескольких тестах. Постепенно продвигайтесь от схематичного дизайна на бумаге к более подробному и детальному на компьютере. Проводите тесты на каждом этапе внесения изменений.

Проверьте дизайн на соответствие общепринятым правилам всей программы.
 
 
После того, как вы примете решение по окончательному варианту и реализуете его, протестируйте его еще раз. На этапе реализации всегда закрадываются мелкие ошибки – они неизбежны! Расстраиваться рано в случае, если обнаружится что все плохо. Это будет означать толь, что лучше это выявилось раньше, чем в момент запуска всей системы.

Не откладывайте тестирование дизайна на пользователях до самого последнего момента. Если вы так поступите, большинство критических ошибок, обнаруженных во время теста, уже будет невозможно исправить. Многие из этих ошибок будут носить структурный характер, и для их исправления придется переделывать все с нуля. Боятся этого тоже не стоит, так как разрабатывать следует лучшие вещи, а не то, что получится.

 Обратимся к примеру работы в новом интерфейсе „такси" на 1с8.3. Сама проработка и реализация очень интересна, но вот всего одна мелочь вызвала неадекватное отношение. Всего-лишь речь идет о том, что в программе не видно какие документы открыты в данный момент и сколько открыто? Путем перемещения через стрелочки сверху не дает этого ответа. В результате пользователь не может понять с чем он в данный момент работает. Другой момент здесь же, совсем не понятно, почему расстояние между реквизитами настолько увеличено? И нет возможности в конфигурации это регулировать. А если на форме потребуется разместить 200 реквизитов? Они не влезут на экран, а по разным закладкам их рассовывать, с точки зрения заказчика, не позволит эффективно работать. На обычных формах это реализовано. Конечно интерфейс „такси" на месте не стоит и эти моменты в каком-то виде уже исправлены. И даже этот пример становится не уместно-запоздавшим. Тем не менее, это в конфигурациях не по-умолчанию присутствует, а в виде возможности настройки. А должно быть по-умолчанию. Т.е. прежде всего нужно чтобы было максимальное удобство на экране, а уже излишнее ненужно убирать. 


Собственно разработка форм в новой платформе на управляемых формах  — это просто сказка! Добавляемые реквизиты сами растекаются на форме  — только лишь, чуть помогая им в этом моменте, с помощью выбора способов группировки. Да вы и сами можете просмотреть всю информацию про новые возможности платформы 1с8.3 на официальном сайте. Все же мы пока не будем торопиться переходить на новые рельсы. Слишком много наработано за много лет эксплуатации сильно переделанных конфигураций, что вопрос как это теперь реализовать на новой платформе встает в огромные финансовые вложения. Если конечно понадобиться это заказчику, то конечно его будет решение. Но если того функционала, что уже есть и позволяет эффективно работать не возможно будет сделать на новой платформе, то этого решения не будет никогда.


 


 

 

 

Вывод

 
Процесс создания единообразного хорошо организованной программы сродни постройке дома. Можно быстро примчаться на площадку, прилепить кое-как кирпичи друг к другу, и затем расслабиться, сладко позевывая. А потом, через несколько месяцев, вы будете удивляться, почему у вас течёт крыша, а на ваших гостей с потолка валится штукатурка. Точно такой же пример с приходящим программистом, который примчится, быстро пробежится руками на клавиатуре, накидает пару реквизитов на форме, плюхнет их чуть ли не по середине диалогового окна, добавит кнопку на форму безликую и скажет, что ее нужно нажимать и это всё. Именно это будет являться удобством с вашей точки зрения?

Именно поэтому в программе должны быть четко закреплены признаки удобства работы  — юзабилити. Про функционал программы не следует забывать, также как и про правильность написания кода внутри программы.

На сколько вы задавались вопросом удобна для вас программа 1с или нет? На сколько быстро вы в ней ориентируетесь и за какое время вы смогли ее освоить? И освоили ли ее? Удобно ли вводить информацию в базу? Получаете ли от программы все то, что вам требуется быстро?

Единственный способ получить качественный пользовательский интерфейс — начать тестирование с самого начала развития проекта, и продолжать проводить тесты на каждом этапе. Чем чаще – тем лучше.
 
 
Если вы собираетесь проводить как минимум одно тестирование в неделю, стоит обзавестись отдельным отделом для этого. Для большинства компаний, однако, тесты можно проводить и в комнате совещаний или прямо в кабинете  — если конечно вы не забудете закрыть дверь, чтобы пользователя ничто не отвлекало от теста. Главное вы должны заполучить реального типичного пользователя и посидеть с ним, пока он работает с вашим продуктом.

 
«Знать цель, к которой мы стремимся,  — это рассудительность; достигнуть этой цели  — верность взгляда; остановиться на ней  — сила; попасть далее цели  — дерзость»
Ш.Дюкло
 


 


Нравится 0 Не нравится
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Вопрос: Юзабилити - это удобство работы в программе?
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: