Ускорение работы пользователей 1с
Разработки

Естественный отбор

С увеличением объемов обрабатываемой информации довольно трудно становится ориентироваться в большом количестве информации. Помочь в данном вопросе призван такой инструмент в 1с как отборы, существующий в списке справочников, в списках документов, а также в табличных частях внутри этих справочников и документов и внутри различных обработок. 
 

«Автору выгодно, чтобы его книгу не только хвалили, но и ругали, — ведь слава подобна мячу, который перебрасывают через сетку; чтобы мяч не упал на землю, необходимо бить по нему с обеих сторон.»С. Джонсон
 
 
Давайте рассмотрим один пример: «Покупатель заходит в супермаркет, где продаются стиральные машины. Подходит продавец и спрашивает:
 — Чем могу вам помочь?
 — Мне нужна стиральная машина, которая экономично расходует воду и электричество. Должна иметь барабан из нержавеющей стали и хорошо вписываться в габариты ванной комнаты, — коротко ответил покупатель.
 — У нас есть четыре варианта, — ответил продавец. — Сколько вы хотите потратить?»

Отличный продавец! У него в голове хранился список всех имеющихся в наличии товаров, и он сумел сузить этот список до нескольких, основываясь на критериях, что ему указал покупатель. Он даже знал такие атрибуты, о которых еще не упоминал покупатель (цена), но которые могут оказать влияние на решение на покупку.

А вы сможете ответить моментально и быстро отобрать в базе данных нужную информацию. Например, по искомому контрагенту, его договору его продажи и оплаты?
 

Для удобства поиска и существует в программе 1с такой инструмент как отборы


Вот если бы все списки документов и справочников могли работать так же эффективно? Они действительно это могут делать.

Немного ускользнуло от разработчиков типовых конфигураций один, но очень существенный момент, — это установленные отборы неудобно устанавливать и их после выбора и закрытия обработки выбора не видно на форме совсем!

В разного рода интерфейсах пользователь выбирает пункт в списке реквизитов, пока он не найдет данные, удовлетворяющие его запросам. Но что делать, если критериев отбора много? Как определить наиболее важные критерии? А что, если для него самым важным критерием является сумма документа? Представьте, вам надо найти документ с конкретной ценой и забыли имя контрагента. Придется перебрать все документы за период времени? Так не лучше ли сделать так, чтобы была возможность множественного отбора на форме, включая и сумму документа. Именно такими инструментами отбора обладает платформа 1с 8.2. На платформе 1с7.7 это было сделать только с одним реквизитом.

Кажется, что такой интерфейс создать вовсе не трудно, но в реальности часто все наоборот. В типовых конфигурациях по-просту напрочь отсутствуют на формах списков документов какой-либо список предопределенных отборов. Например, в списке документов «Реализация товаров и услуг» совсем не помешало бы видеть и использовать отбор по «Контрагенту» на самой форме. Почему этого нет? При этом эта же тенденция повторяется и на управляемых формах и на новых интерфейсах 1с8.3 «Такси». Почему они не приспособлены по-умолчанию для процесса такого рода. Возможно пользователь хотел бы поэкспериментировать со значениями каждого аспекта (критерия) отбора, но в реальности, предоставить в самом начале такой предопределенный инструмент на форме дало бы эффект по удобству работы со списком на порядок выше.

Системы, основанные на многоаспектном представлении информации представляют собой интересное сочетание поискового интерфейса с интерфейсом навигации. У пользователя создается ощущения перемещения в огромном объеме информации, и в то же время пошаговый процесс выбора критериев во многом облегчает ему работу. Сделать интерактивную работу с данными максимально удобной на платформе 1с вполне возможно. Новейшие технологии, применяемые для интерфейсов «такси», это конечно же хорошо, но не стоит забывать про многолетний опыт работы всех пользователей.

Рассматривая новые конфигурации, такую, как, например, «Управление торговлей 11», становится не понятным, почему там это просто напросто забыто. Не во всех документах эти отборы выведены на формах списков. Присутствует кнопка «Найти», которая позволяет сделать отбор по одной колонке. Это возврат к прошлому? Или что программа еще в стадии совершенствования? Надеемся, что последнее.

При создании конфигурации 1С: Предприятия все решения должны быть удобными в работе пользователей. Но в силу чрезмерного стремления к уменьшению стоимости разработок разработчиками не уделяется должное внимание доскональной проработке интерфейсной части. Много времени уделяется функциональной сложности конфигурации, много сил тратится на увеличение быстродействия системы. И как то забывается, что пользователь, конечно же, видит на экране совсем не то, что внутри обработки заложено, а видит то, с чем ему приходится работать. И то, и то одинаково важно!

Визуализация многих обработок и отчетов бывает настолько сделана «топорно», что просто диву даешься на эти творения. Хотя может быть по функционалу к обработке не будет совсем претензий. На практике, если выделить время, сколько уходит на создание обработки, отчетов, подсистемы, то оно занимает 95% от общего объема работ. И только 5% уделяется на проработку удобства расположения реквизитов, удобства работы на форме. Всегда полагались на то, что достаточно вывести на форму требуемые реквизиты и чтобы в них отрабатывался весь функционал правильно. Собственно действительно, что еще нужно? На форме есть реквизиты, окно вывода информации и кнопка «Сформировать». Чего ж еще нужно то?

Давайте взглянем на типовой список документов (например, «Реализация товаров и услуг»). Все, казалось бы, есть, что необходимо для работы и вывода нужной информации. Документы видим, и панель инструментов присутствует, и мы знаем, как ей пользоваться и даже умеем быстро ей пользоваться. Огромная сила – привычка! На практике типовые решения не всегда оказываются пользователям удобными, хотя функционал внутри их может в принципе устраивать.

Давайте на примере рассмотрим поподробнее, что мы имеем ввиду. При открытии списка документов мы видим верхнюю линейку инструментов, помогающую в работе с данным списком. Вот только данная линейка страдает тем, что мало информативна и мало удобна в использовании. Многие могут на этот счет поспорить. Многие пользователи настолько к ней привыкли, настолько быстро с ней работают, что даже в этой статье не совсем смогут понять, о чем речь. А речь пойдет всего лишь о небольшом изменении программы для того, чтобы списки документов были более открыты для пользователя и давали ответы быстрее.

 

Какой отбор установлен?

Давайте выберем период по синим стрелочкам в журнале. Программа нам подскажет сверху, что период в журнале выбран такой-то. И вообщем-то всё. На этом подсказка о том, какие отборы в журнале установлены заканчивается. Абсолютно не видно, какие отборы в журнале на данный момент установлены. Конечно, если перейти по кнопке в просмотр и установку отборов, то мы сразу определим этот момент. И все к этому привыкают и делают довольно таки быстро. Вот только инструменты 1с позволяют выводить предопределенные отборы на экран. В типовых решениях почему-то это делается довольно таки редко.

Вернемся к нашему примеру на обычных формах. Видеть отборы, часто используемых, сверху списка документов, увеличило бы просто на много удобство работы с журналами. Даже выбор периода синие стрелочки не устраивает, так как нет удобства работы с выбором периода и перехода на другой период. Конечно дело привычки. Многие на это не обращают внимание.

Давайте взглянем на два наших рисунка и посмотрим на сколько будет разниться работа с двумя журналами одного и того же вида документа:.

При этом как мы видим на рисунке строка выделяется цветом и мы видим в какой колонке находимся, в какой ячейке и в какой строке.

Далее, при установленных отборах, гораздо эффективней видеть, по какой колонке установлен отбор — это просто взглянуть на шапки колонок. В нашем случае, там специально выделено жирным шрифтом и цветом, по какой колонке установлен отбор, а также еще и фигурирует рисунок «воронка отбора». Этого нет в типовых решениях, в том числе на платформе 1С8.3.

Плюс здесь на форме еще предустановлен отбор — не показывать помеченные на удаление документы. Кому-то это будет удобно, кому-то нет. А в целом логичнее не видеть помеченные на удаление документы, а видеть их в отдельном списке. Иной раз они мешают.

На передний план выставляются отборы часто используемые. Они разделены на три группы, чтобы их видеть более упорядоченными. То есть, если выбираем контрагента, то под ним подчиненный справочник торговая точка и договор контрагента.

Давайте сравним с типовым решением — список отборов внушительный и иной раз может не влезать на экран. Да и реквизиты в нем как попало отсортированы. И, уж тем более, не установлено подчиненность. Допустим, договора указанному контрагенту.

 


Не используются

Есть еще один момент: в таком выборе можно не показывать контрагентов, у которых будет стоять галочка «Не используется». Ах, да. В типовом функционале нет такой галочки. Дело в том, что не существует функционала ни в одной типовой конфигурации скрывать неиспользуемые элементы. Думаем, вы согласитесь, что списки номенклатуры и контрагентов и остальных справочников растут в любой базе не по дням, а по часам. И наступает время, когда многие элементы перестают использоваться в программе, а стало быть, засоряют справочники как таковые. Многие даже используют способ, как помечать неиспользуемые элементы на удаление и для пущей верности скидывать в отдельную группу «Удаленные». А на самом деле засоряется именно визуальное восприятие в этих справочниках. Как таковые данные они необходимы, их никуда не деть. Помечать их на удаление явно не логично. Мы используем для этого более удобный инструмент: в критичные справочники добавили реквизит «НеИспользуется». При установленной галочке в этом реквизите, эти элементы по-умолчанию не фигурируют в списке при открытии для подбора. При необходимости они могут быть доступны по кнопке «Не используются». При этом еще добавим, что такие элементы в списке отмечены серым цветом. На деле получается, эта галочка определяет, будет фигурировать контрагент (номенклатура, и т.п.) в списке при подборе или нет. Это никак не влияет на данные: из отчетов они, конечно же, никуда не денутся. Зато эти данные при контекстном подборе в текущей работе не мешают.


История отборов

Плюс ко всему при выходе из типового списка документов все отборы будут стерты и их нужно будет вносить заново. Конечно, скажите, существует история отборов. Этого мы ни в коем случае не отменяем. Но куда более лучше, по нашему мнению, было сделать сохранение последнего отбора, при открытии которого пользователь начнет работу с того практически места, на котором он в последний раз завершил работу. Скажем сразу, что такая инструментальная линейка довольно проста в разработке и позволяет работать со списком документов на наш взгляд более эффективно.



Вывод

Отборы на экране нужно 100% выводить на верх списка, чтобы у пользователя было достаточное удобство по их использованию. Видеть таблицу, в которой можно установить любой отбор — это, конечно, нужный инструмент и его никуда не нужно убирать, но вот часто используемые отборы следует делать на форме. Это значительно увеличивает эргономику интерфейса списка документов. Это касается не только обычных форм, но и управляемых.

Отметим также, что на управляемых формах в последнее время все больше и больше стали появляется на формах возможность указания параметров отбора. Пока на наш взгляд пока это еще далеко до совершенства, но зато на это уже больше стали обращать внимание.
Нравится 0 Не нравится
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Вопрос: Юзабилити - это удобство работы в программе?
Ответ:
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: