DataLife Engine > Блог / Статьи о главном > Дизайн программы как ускоритель работы пользователей 1с

Дизайн программы как ускоритель работы пользователей 1с


7-04-2015, 19:41. Разместил: admin
Приобретение типовой программы, также как и привлечение хорошей команды программистов к проекту не гарантирует, что пользователям позволит в программе работать быстро. Необходимо систематически проводить тесты не только скорости работы программы, но и скорости работы пользователей в ней, на удобство работы (юзабилити).
 
Слово юзабилити может показаться не знакомым словом, на самом деле при разработке пользовательских интерфейсов этим словом обозначают общую концепцию их удобства при использовании программного продукта, логичность и простоту в расположении элементов управления. 


Прорабатываете вы концепцию скорости работы пользователей? Или просто ориентируетесь на тот функционал, который заложен в типовых конфигурациях? Вас все устраивает? Верите в то, что можно увеличить скорость работы в программе путем изменения интерфейса в ней?
 
Удобство необходимо во всем. Не только в комфортных условиях рабочего места, но и в комфорте работы с программой. В частности речь пойдет о программе 1с.

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания»
Конфуций



«Юзабилити
- это степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью».

 

 

Поговорим об удобстве пользования программой 1c 

 
Планировка расположения реквизитов на форме - очень важная составляющая логичности действий в программе
 

Важно не просто предусмотреть весь необходимый для работы пользователей функционал (набор функций будет зависеть от тематики бизнес-задач, специфики деятельности, форм сотрудничества), но и оформить, а также расположить его наиболее удобным образом.
 
Удобным — для пользователей!
 
Есть определенные каноны, на которые привыкли ориентироваться большинство пользователей: кнопочная линейка внизу документов, меню сверху, быстрый поиск данных при наборе первых символов в колонке или поле реквизита, неглубокое меню с выпадающими списками, правильно структурированное главное меню, возможность формирования отчетов по одной кнопке, доступ к отборам на переднем плане и многое другое.
 
Профессионалы юзабилити не рекомендуют отступать от этих стандартов. Не надо заставлять пользователей проходить непредсказуемый квест в поисках нужной информации. В частности возьмем интерфейс Такси. Почему он вызывает столь много разнообразных мнений, которые можно встретить на интернет-форумах. Противоречивых мнений. С одной стороны в интерфейс «Такси» закладывается заведомо функционал для удобства пользования, а пользователи и программисты не все это принимают. В чем же дело. Давайте разберемся.

 
 
 
Очень часто при внесении изменений в конфигурации 1с больше уделяют внимание функциональной составляющей программы. И проработку интерфейсной части осуществляют теми инструментами, которые позволяют сделать в 1с через конструкторы. В лучшем случае интерфейсную часть делают именно такой, какой она представлена в типовых решениях. На обычный формах, в том числе и на управляемых, интерфейсная часть выглядит просто, без выделения каких-либо блоков, в том числе яркими цветами. Конечно, существует на рынке конфигурации, в которых присутствует в отдельных местах более юзабельные (удобные) интерфейсы. Но в массе своей типовые конфигурации сделаны так, чтобы не мешать вводу данных, и выделены блеклым цветом. А тем не менее платформа позволяет делать в 1с в этом плане достаточно многое через широкий спектр свойств.

Будучи профессионалами в своей профессии, очень долго не могли принять то, что разрабатывалось и разрабатывается на управляемых формах. Отчасти не воспринимались новые формы от того, что они «тормозят» в работе. И сейчас по-сей день не можем принять. Как бы не пытались мы их оптимизировать и сделать для себя прежде всего удобными, этого не удавалось сделать. Возможно из-за отсутствия должного профессионализма в новой реальности программирования. По-сути на управляемых формах появились новые функции и конструкции языка программирования, новые нюансы. Все это приходится изучать практически заново. Перестроиться достаточно тяжело на новый лад. При этом практически перечеркивается весь прошлый опыт. Опыт оставался только в знаниях, что именно будет удобно для конечного пользователя. А вот все разработки, которые были за последнее десятилетие сделаны, оказывается в мусорной корзине. Нет, конечно все эти разработки успешно работают у заказчиков. Но что делать, когда фирма 1с в своей политике начинает всех ориентировать на новую платформу и заставляет в буквальном смысле переходить на новые конфигурации, отключая с поддержки все то, что было сделано, повторимся, за последние десятилетия. Считаем, что именно этот факт вызывает бурю эмоций у всех. В большей степени конечно у разработчиков.
 
Если пользователи не могу что-то найти, этого не существует




 

Тесты

 
Для уменьшения риска создания неправильного интерфейса в программе 1с и улучшения его качества необходимы тесты с пользователями, наблюдения, опросы и прочее. И здесь самую главную роль играет опыт разработчика.

 
 

После проведения многочисленных тестов в фирме 1с решили перестроить полностью концепцию интерфейса. На рынке появился новый интерфейс платформы 1С8.3 «Такси».
 
Он вам нравится? Не выглядит он каким-то бесцветным?
 
Не будем спорить по этому вопросу с разработчиком платформы. В любом случае в платформе присутствует возможность менять оформления блоков цветовыми гаммами. Конечно, это, к сожалению, не всегда закладывается в типовой функционал конфигураций, но возможность есть. Сама концепция новой платформы очень радует. Хотя мнения на этот счет на просторах интернет-сообществ разделились.

 


 

Дизайнеры-программисты

 
Вы спросите тогда, о чем тогда эта статья? Зачем это всё? Главное по функционалу программа отрабатывает, так зачем нам нужны эти яркие картинки и цветовые выделения блоков?
 
Вполне естественно, на вкус и цвет товарища нет. Речь о том, как возможно проработать интерфейсную часть так, чтобы она была не только в упрощенном понятии «цветной», но и многофункциональной, помогающей быстро находить нужные элементы в интерфейсах, обращать внимание не на все плоскости экрана монитора, а на конкретном блоке.

Почему для создания интерьера в квартире
нанимают классного дизайнера,
а для интерфейса в программе нет?
Ведь классный дизайнер
может осуществить то,
что вы даже не могли предположить, что это возможно.
И чаще оказывается, что это именно то,
что вам было нужно.
 

 

В любом случае программист или консультант являются техническими специалистами, а не дизайнерами. Да, замечательно, если заказчик или высшее начальство компании заказчика понимает, что такое дизайн взаимодействия и заботится о его качественной реализации в работе компании. Случаи с решением отложить или отменить проект только из-за плохого дизайна пользовательского интерфейса бывают редко, но он необходим, если компания-заказчик заботится о высокой скорости работы своих сотрудников. А вот случаи жалоб пользователей на то, что в предыдущей программе все работало быстрее (например, в 1с7.7) хоть отбавляй. А ведь речь не всегда шла о скорости самой программы. Речь шла о скорости доступа в меню, удобства интерфейса, некоторых особенностях, которые вдруг исчезли в 1с8 совсем.

Например, в 1с7.7 существовала настройка задавать период при открытии журналов документов. Можно было задать по-умолчанию какой период будет в журнале доступен. При этом это действовало для всех абсолютно журналов документов и, задав один раз, это работало повсюду. В 1с8 эта настройка исчезла. Ей на замену пришло то, что это можно задать для каждого журнала документов отдельно. С точки зрения логики это может быть и верно, но с точки зрения удобства настройки пользователям все же стало непривычно и также тратится время на настройку каждого журнала, списка.
 

 

Пределы возможностей программы 1с


 

Программа должна давать ответ сразу при открытии любой формы, что нужно делать дальше, на что следует обратить внимание в-первую очередь и что не пропустить. Следует прорабатывать дизайн программы не как инструмент раскрашивания форм в разные цвета, а как способ блочно акцентировать зрительное внимание человеческих глаз. И здесь вопрос состоит не столько в том, нанимать хорошего программиста-дизайнера для этого или не нанимать, а в том – сможет ли программист 1с реализовать хороший дизайн форм, который бы давал ответ в программе что делать, без применения инструкций. Т.е. любая форма должна сама по себе быть инструкцией или понятно без инструкции.
 
Пользователь читает инструкцию только тогда,
когда точно понял,
что поломал.
 
 
Конечно же, инструкции нужны. Но позвольте спросить, многие ли пользователи читают инструкции? Если обратиться к «желтым» книжкам, что идут с коробкой при покупке коробки 1с, то там только констатация тех объектов какие существуют в приобретенной конфигурации. К тому же они очень быстро устаревают.
 
Как пользоваться программой существуют уже дополнительные учебные материалы, а также курсы обучения, вебинары. Мы их не отменяем, все это нужно. Они также устаревают. Но в целом, когда программа позволяет сразу находить глазами нужную информацию на экране, несколько облегчает работу.
 
Например, когда программа содержит на экранной форме, например, нужные отборы, которые сразу видно и часто используются, то нет необходимости помнить, что они есть, только лишь нужно нажать на дополнительную кнопку. Если на экране сразу видно, где находится кнопка по заполнению табличной части документа, то попасть в нее гораздо легче. Согласитесь, в этом есть некоторая степень удобства в работе, а следовательно и скорость работы.


 

Стоит ли полагаться на «гениального программиста»?

«Наиболее часто в проектах принимают участие те разработчики, каких вы можете к ним привлечь, а не тех, о которых вы мечтаете»
 

Для большинства компаний практически нереально привлечь к своему проекту кого-либо даже из сотни лучших программистов. На рынке с кем придется встретиться и что сможет он предложить, с тем и работают. Если у вас не так, то вам повезло.

Дизайн не является точной наукой; даже если ваш программист гений, не все его или ее идеи одинаково хороши. Вполне естественно для уменьшения риска подвергнуть все эти идеи проверкам в реальных условиях с реальными пользователями. Помните, новые идеи можно проверить с минимальными затратами с помощью сравнения как это реализовано в других конфигурациях.
 
Наверняка вы слышали от новых разработчиков, что предыдущими программистами все сделано не так как надо, что это не правильно, что должно быть совсем по-другому.
 
Отчасти это может быть из-за появления новых технологий и возможностей платформы, но по-большей части это зависит от опыта разработчика.

 

 
Как программисты вообще становятся хорошими программистами-дизайнерами?
 
Учась на опыте тому, какие идеи работают, а какие нет. Для получения этого опыта требуется много рассматривать конфигураций других разработчиков, искать на просторах интернет-сообществ по 1с кто что сделал и поделился опытом, а также производить опросы и тесты с пользователями, пробовать экспериментировать. 

Даже самые лучшие программисты могут создать успешный продукт только в том случае, если они решают правильно поставленную задачу. Замечательный интерфейс у совершенно неверной функции не сделает вашу программу лучше. 

А как узнать, что необходимо пользователям? С помощью исследований работы пользователей, конечно же.

 
«У программиста инструмент — платформа 1с, у директора инструмент — программист»
 
 
 


 

Никто не идеален

 
Даже очень хороший дизайн программы может быть улучшен, если его пропустить через процесс поэтапного улучшения качества. На каждом этапе вы проводите тесты с пользователями и на основе результатов шаг за шагом взбираетесь все выше и выше в качестве пользовательского интерфейса. Если сегодня Вам показалось, что именно так будет пользователю лучше работать, то спустя, допустим, через полгода, вы уже будете, умудренными опытом, видеть совершенно другими глазами и захотите полностью переделать или дополнить имеющееся.

Мы сами довольно таки часто (практически каждый день), обращаясь к своим разработкам, которые успешно работают и предоставляют пользователям нужную информацию, находили внутри отчета-обработки не оптимальные вещи и сами удивлялись, как мы могли, так написать все не оптимально. Это каждодневная работа, непрекращающаяся ни на один день.

И здесь необходимо постоянно оптимизировать написанное, если на первых порах не хватило знаний и опыта. Хотя по-большей части всегда не хватает времени сделать все правильно. Часто нужно сделать по-быстрому. 

 

Опыт нескольких десятилетий нам подсказывает, что самые лучшие результаты можно получить с помощью непрерывного процесса улучшения качества, где на каждом этапе улучшения проводятся проверки продукта в реальных условиях. Это намного вернее, чем просто надеяться на то, что программист все сделал правильно с первого раза. Довольно часто сначала прорабатывается функционал обработок, движения документов в учетной системе и уже только в последнюю очередь приводятся формы в какой-то вид, чтобы это просто работало. А дальше, если не будет времени у программиста, не будет, так скажем, оплаченного времени (чаще всего), то и прорабатывать дальше он уже и предлагать не будет. К тому же не все программисты понимают процесс дизайнерского восприятия, как должно быть удобно конечному пользователю. 

Допустим, создается обработка по переносу данных из одной базы в другую. Как вы думаете, существуют ли в данных обработках система по проверке того, что они перенесли? Не говоря уже о том, чтобы показать, что база приняла, какие данные загрузились и что не загрузилось, и самое главное, если изменились данные в обоих базах — механизм сравнения. Хорошо если есть. Естественно это намного расширяет время на разработку и доработку этих возможностей. Но согласитесь – это даст много ответов при проверке и доступе к данным кто этим будет пользоваться. Ручной поиск так много отнимает времени и сил, что просто диву даешься как безответственно подходит разработчик, оставляя пользователя один на один с этой проблемой. И как безответственно поступает заказчик, заказывая такой инструмент без должного механизма проверки.
 
Возможно, такие данные существуют в виде отдельных отчетов. Но чаще всего этот два разных отчета из обоих этих систем, которые уже нужно будет еще объединять между собой. Довольно часто в Excel-е. В некоторых случаях удобнее было бы видеть их в одном месте, а не искать по всему меню программы, где они находятся.

Вот, перенесли мы документы из одной базы и очень хочется их увидеть тут же в этой же обработке, куда они загрузились, сравнить данные. А еще лучше чтобы было это видно еще до того, как будет произведен перенос. Как узнать все ли данные правильно отразились? Чтоб также была возможность перейти в журнал загруженных документов. И чтобы журнал этот показывал период не весь с начала столетия, а за конкретный период переноса, который указан в обработке.

«Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей»
В. Ключевский
 


 

Наилучшие принципы и методы

 
В качестве аналогии рассмотрим пример с бухгалтерией. Как и в случае с программистами, лучше всего нанять хорошего бухгалтера, чем плохого. Но в любом случае ваш бухгалтер должен следовать указаниями правилам бухгалтерского учета ПБУ. Все лучшие методы имеют под собой какую-то жизненную основу, а если вы их используете, у вас есть больше шансов пройти налоговую проверку, чем, если б ваш бухгалтер все делал, как ему вздумается.

Так и в нашем случае, удовлетворение пользователя и успех программы обязательно будут достигнуты, если вы будете следовать лучшим методам юзабилити (записанными и систематизированными), а не выдумывать свой собственный, непривычный пользовательский интерфейс. Хотя, кто знает, может именно ваш интерфейс и полностью удобен.
 
Разница между дизайном и бухгалтерией заключается лишь в том, что в очень редких случаях и при особых обстоятельствах у вас может получиться лучший дизайн, если вы на шаг отступите от общепринятых принципов юзабилити.
 
Но откуда вам знать, что ваш случай – именно то самое редкое исключение? Полагаться на интуицию? А может лучше провести исследование и узнать достоверно на практике работы конкретных пользователей? Да, именно. На практике!

«Люди более склонны к занимательным спорам и разговорам и к блужданию от одной вещи к другой, чем к строгому исследованию»
Ф. Бэкон
 

 




 

Стиль и дизайн

 
Стиль и дизайн, по своей сути, это разные вещи. Дизайн показывает вам, где находятся реквизиты, подсказывает вам, что нужно делать, помогает вам быстро находить нужную информацию. А стиль же по своей природе тавтологичен в лучшем смысле этого слова.
 
В визуальном смысле, стиль – один из аспектов дизайна.
В коммерческом смысле — стиль служит средством передачи фирменных отличий.
 
То есть когда вся конфигурация написана в одном стиле, тогда сразу же возникает ощущение, что вы работаете в одной системе. Возможно, конечно в конфигурации стилем могут быть выделены разные подсистемы. Но идея заключается в том, чтобы это действительно было не только красиво, но и удобно.

Стилевые правила воплощают в себе лучшие наработки. Следование стилевым правилам позволяет добиться единообразия между различными формами системы и сокращает время разработки и повышает качество разработки.

В результате применения общих методов стилистики у элементов системы должен получиться единообразный интерфейс, а на руках у разработчиков появляется список несоответствий их дизайна установленным правилам.
 

 

     
 
Когда мы прорабатывали удобные вещи и видели, что они будут полезными во многих одинаковых или схожих местах в программе, то практически сразу же эти изменения вносились в конфигурацию 1с. И в каждой форме мы старались выдерживать стилистику, вплоть до написания одинакого кода, который к тому же еще и закреплялся в общих модулях.
 
Например, мы проработали линейку универсальных отчетов и в каждом конкретном случае изобретали новые инструменты при внедрении и разработке. И довольно часто приходило понимание, что это нужно сделать абсолютно во всех отчетах и приходилось полностью во все вносить данные возможности.

«Без идеи не может быть ничего великого! Без великого не может быть ничего прекрасного!»
Г. Флобер


 

Что нужно для дизайна программы

 
Дизайн программы 1с можно преобразить настолько сильно, что это позволит увеличить быстродействие в работе пользователей. Это не повлияет на работоспособность самой программы, если специалист сделает все правильно, не затрагивая основные типовые модули, а лишь расширит конфигурацию дополнительными формами.

Что для это нужно?

 

Для начала, найдите хорошего разработчика, у которого есть хороший программист-дизайнер. Лучше нанимать хорошего программиста, чем плохого. Точно также хороший специалист по юзабилити лучше, чем плохой специалист по юзабилити, а хороший менеджер по маркетингу – всегда лучше плохого менеджера по маркетингу.
 
Во всех сферах деятельности,
 
которые как-то связаны с созданием интерфейса,
 
для достижения успеха
 
следует нанять лучших людей,

каких только можно найти.

Для уменьшения риска сделать не то, что нужно, обеспечьте дизайнера данными о удобстве своей работы, чтобы он не полагался на догадки и домыслы.

Также для улучшения удобства работы в программе, используйте поэтапный процесс улучшения дизайна, и на каждом этапе проводите тесты. Чтобы у вас что-то начало получаться, над этим необходимо очень много работать, тестировать, тестировать и тестировать. С различными типами пользователей.

Надеемся на нашем сайте вы найдете много полезного и интересного, что может вдохновить вас преобразовать свои наработки в целостные системы с детально проработанными приемами юзабилити. Вдохновение приходит во время работы, и никогда иначе.
 

«Вокруг нас так немного вещей и явлений, которые на нас влияют. И еще меньше того, что заставляет стараться, работать и созидать.
 
Для многих источники вдохновения индивидуальны. Одним невероятно сложно найти что-то вдохновляющее, другие находят вдохновение во всем, что их окружает.
 
Однако есть некоторые вещи, из которых черпают вдохновение большинство из нас!
 
Эти вещи помогают нам найти силы, чтобы созидать. И их очень полезно знать тем, кому сложно заставить себя что-то сделать или у кого ничего не выходит в результате долгой работы: не только художникам, дизайнерам, поэтам и музыкантам, но и всем, кто пытается просто-напросто пересилить свою лень»

Вывод

 
Ключевая задача каждой коммерческой компании — добиться максимального роста прибыли, за счет увеличения продаж и уменьшения затрат. В руках менеджеров и управленцев — десятки инструментов, позволяющих ее решать. Один из них — программа, в которой происходит ввод, обработка, хранение и вывод информации через отчеты. Но далеко не все понимают, как именно этот ресурс может помочь в бизнесе. Между тем увеличение скорости работы пользователей в программе — один из наиболее эффективных и коммерчески успешных шагов по продвижению своих товаров и услуг.

Сегодня мы переживаем настоящую революцию в дизайнах всех программ. Стремительно развиваются цифровые технологии и устройства. Все мы как потребители оказываемся под напором бесконечного потока сложных данных. В результате организациям становится все сложней в работе. Бизнес процессы постоянно увеличиваются в цепочках исполнения и проконтролировать весь процесс это тоже цель дизайна. Ведь дать подсказку, позволить воспринять и понять информацию очень важно.
 
Дизайн программы должен обеспечивать принцип «одного взгляда», при котором можно быстро понять, что требуется делать в текущем рабочем окне. Все должно быть самодостаточно и уместно расположено на экране, четко разграничено визуально по блокам и не только цветовыми решениями, но и расположением реквизитов. Должно все выглядеть эстетично. Огромные массивы информации в программе не должны быть безликими.
 
Программа может стать мощным продающим инструментом и заменить целую команду сотрудников: операторов, менеджеров, бухгалтеров и т. д. Современные технологии вкупе с профессионализмом специалистов разработчика программного обеспечения позволяют добиться увеличения объема продаж любых товаров и услуг. Основная задача при этом — повысить скорость работы конкретных пользовательских рабочих мест, тем самым уменьшив трудозатраты всего предприятия. И решается это все благодаря комплексу эффективных мер по разработке юзабилити программы.
 
 


Дизайн в программе пробуждает активность в работе.
 
Не верите? А вы пробовали? Сравните типовой отчет продаж с нашим.

«В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант»
Иоганн Вольфганг Гёте
Хаки для Dle 10.4
скачать форекс советники Ilan

Вернуться назад