DataLife Engine > Блог > Что нужно, чтобы стать профессионалом в 1с

Что нужно, чтобы стать профессионалом в 1с


18-03-2015, 20:20. Разместил: admin

Конечно, тривиальным ответом служит: учиться, учиться и учиться. Все же теоретическое обучение может конечно дать хорошие знания платформы и методологию программирования, но только это не даст знаний о действительных потребностях пользователей программы.

Насколько себя, разработчик программного обеспечения, позиционирует в области юзабилити, т.е. удобства работы в программе? Насколько удобными разрабатывает вещи для пользователей, чтобы они испытывали полный комфорт в работе в программе? Если вы программист, удовлетворены ли тем, что сделали и отдали в руки пользователям? А заказчики как относятся к тому, что вы им запрограммировали?
 
У профессионального разработчика, если спросить, то найдутся с десяток, а то и больше вещей запрограммированных, которыми он гордится. Но так ли это? Еще необходимо выяснить.
 
На деле это может быть совершенно не так. Это ему может казаться на сколько там сложно написан код и на сколько был труден в исполнении. Но ведь конечный пользователь об этом вряд ли догадывается. Он видит ведь вершину айсберга  — то что видно визуально.




Каждый день мы изучаем что-то новое в профессии, в своем окружении и в самих нас. Физически мы не можем знать все. А вот если программист остановится в изучении нового, то очень быстро откатится назад, особенно в индустрии программного обеспечения.
 
Технологии, техники и идеи, на которых они строятся, в наше время стремительно меняются. Это слишком быстро для того, чтобы кто-либо мог знать все в любой момент времени. Всем приходится непрерывно учиться. Следует принимать состояние незнания как нормальное.
 
Разработчик часть времени любого проекта посвящает изучению того, какие именно знания ему понадобятся в нем. Знания об удобстве интерфейса (юзабилити) должны быть не на последнем месте.
 
«Cамоучки — очень перспективные кадры: у них есть любознательность, упорство и креативность»
Борис Нуралиев, директор софтверной фирмы "1с"


 

Качества, необходимые в профессиональной деятельности

 
Вот список из трех качеств, которые необходимы в профессиональной деятельности разработчика программного обеспечения (ПО):

 
1) Знание теории взаимодействия всех учетных систем, которые используется в 1с и методологий исследования пользователей, в особенности принципов тестирования с помощью пользователей;
 

 
 
 3) Опыт (не менее десяти лет) работы с пользователями и в проведении прочих тестов на удобство в практическим применений разработок, например исследования на месте.
 2) Аналитический склад ума и умение находить и сопоставлять методы и способы реализации различного рода разработок, написанных на разных платформах;
 


Отметим, что искусство делать полезные вещи основывается в большей части на таланте и на опыте, чем на знании теории. Львиная доля работы специалиста по разработке программного обеспечения (ПО) связана с обнаружением закономерностей. Вот почему для этой работы требуется светлая голова и большой опыт: как только вы обнаруживаете у пользователя даже намек на проблемы при работе с интерфейсом, вы тут же должны сделать верный вывод об изменениях в дизайне, так чтобы это не повлияло на функциональность в худшую сторону, но повлияло на работу в лучшую.

Мы не утверждаем, что знание теории вообще не нужно. Ведь кроме всего прочего мы сами ведем несколько конфигураций с полной поддержкой интерфейса и верим в то, что опыт можно передать: ведь вам совсем не обязательно делать те же самые ошибки, которые допускали мы, пять лет назад. Если вы решили стать юзабилистом, просмотрите наши разработки на этом сайте, как они выглядят.
 
Вместе с основами теории изучайте также различные советы и приемы программирования, которые сложились на базе многолетнего накопленного опыта и находятся на сайте infostart.ru, mista.ru и т.п. Если вы будете проводить исследование самостоятельно в одиночку, вы ничему не научитесь. Лучше посмотреть каким образом люди уже сделали тот или иной модуль, взять лучшее, если не всё и применить на своей практике. Подробное изучение каждого метода повысит качество вашей работы в дальнейшем, а освоение опыта других людей поможет вам при минимуме затрат получить высокие результаты и не терять времени на поиски.

«3нание  — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника»
Ф. Аквинский
 

 

 


 

Практика, практика и еще раз практика

 
Может быть, это и похоже на замкнутый круг, но для того, чтобы по-настоящему научиться делать удобный программный продукт, вам надо начать с практических занятий. Нет ничего лучше, если на проработку дизайна интерфейса и поиска красоты вам еще и заказчик заплатит.

Для достижения высшего пилотажа в юзабилити потребуется в течение многих лет наблюдать за пользователями в различных ситуациях.
 

 
 
Изучайте как можно больше различных людей: молодых и не очень, «чайников» и опытных пользователей, программистов, продавцов, кладовщиков, операторов, бухгалтеров, технических работников, администраторов, начальников, людей различных национальностей.
Наблюдайте за тем, как они выполняют различные задачи: выписывают товар, ведут поиск в справочниках, выполняют работу по подготовке отчетности, ведут поиск ошибок, проводят документы, заполняют данные, каким образом сверяют и ищут ошибки, выводят отчеты и обрабатывают их результаты. Все это пригодится.
 
Наблюдайте за тем, как пользователи работают с различными интерфейсами и стилями. В идеале интерфейс должен позволять решить одну и ту же проблему несколькими путями, чтобы вы могли сравнить эти пути и оценить, насколько различные дизайны удобны по сравнению друг с другом, сколько лишних действий производит пользователь, чтобы выполнить ту или иную операции. Допустим, оператор выписывает товар, он открывает по кнопке «подбор» список номенклатуры, начитает искать по списку путем нажатия мышки или клавиатуры, далее выбирает количество в открывшемся диалоговом окне, обращает внимание на такой-то реквизит, допустим остаток или цену. В целом, сколько у него на это уходит времени и что можно сделать, чтобы это сократить? При этом не нужно зацикливаться на том, что это должна быть именно эта обработка. Скорее всего, может понадобиться принципиально новая.
 
Экспериментируйте с различными платформами взаимодействия, будь то экраны размером со стену или на ладони мобильный телефон. Очень полезно понаблюдать за тем, как люди работают в других системах, программах. Также не примените взглянуть на различные платформы, отличные от 1с. Даже программы, написанные в DOS или на FOXе, могут подкинуть вам пару хороших идей как работать без манипулятора «мышь».

В юзабилити нет однозначного ответа на каждый вопрос. Чем больше вы будете наблюдать, тем лучше вы будете подготовлены к поиску решения новой неожиданной проблемы.
 

 Например, существует документ инвентаризация. Казалось бы, есть документ и он подходит для того, чтобы производить инвентаризацию и выдает разницу учетного количества с фактом, выводит печатные формы. Документ позволяет сохранять результат инвентаризации в документы оприходования и списания. Действительно, что тут еще добавлять? Мы же с учетом опыта других внедрений увидели проблему на предприятии совершенного другого порядка. Появились ошибки в учете, что количество учетное в документах стало задваиваться и быть недостоверным. Конечно, мы выяснили причину. Причина была как бы в модуле программирования, который позволял совершать пользователям необдуманные действия. В модуле не учтено, что в случае копирования строки пользователем в документе, учетное количество не обновлялось (а проверьте, возможно, и у вас эта ошибка присутствует). И получалось, что требуется нажимать на кнопку обновить учетное количество. Оно конечно обновлялось. А если забывали нажимать? А если строку скопировали и она фигурировать стала два раза. А если строку из документа раз и удалили. В результате тратится колоссальное время на выяснение причин расхождений. И вот возникла идея, а может нам взять предоставить дополнительный инструмент для проверки учетного количества. При этом выяснилось, что инвентаризации проводят частичным образом по нескольким номенклатурным группам отдельными документами. И возникало так, что в одной инвентаризации эта номенклатура являлась недостачей, а в другой излишком. Конечно, кому-то и визуального восприятия достаточно. Но как скажите на милость проверить список с несколькими десятками тысяч записей? Вот мы и предложили нестандартный способ и вот из этого что получилось: получилась целая система по предварительной подготовке к инвентаризации, обработке результатов всех документов инвентаризаций, сравнение с предыдущими инвентаризациями, автоматическому определению данных по пересорту. Это очень помогло в работе с большим номенклатурным перечнем.

 

 

С чего начать


Для того чтобы начать исследования по юзабилити, надо преодолеть лишь два препятствия: страх перед тем, что вы потерпите неудачу (будет много ошибок) и стремление к полному идеалу.
 
«Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?»
Конфуций
 
 

Первое препятствие  — мнимое. Ну, конечно же, у вас все получится. Для начала попытайтесь избежать классической ошибки новичков в юзабилити: общение с пользователем, которое влияет на то, как пользователь работает с интерфейсом. Смотрите, что делает пользователь, что говорит, какими образом производит действия на клавиатуре, на что обращает внимание. Возможно, лучше всего сделать даже хронометраж этих действий. А что? Чем это отличается от производственно-технологического процесса, где производятся замеры производительности труда для определения сдельной оплаты труда. Ведь это тоже процесс.

Второе препятствие вполне реально. Ваше первое исследование будет далеким от идеала. Но если вы хотите ждать той поры, когда ваша работа станет идеальной, вы никогда ничего не добьетесь, потому что (см.выше) стать хорошим юзабилистом можно только упорно занимаясь этим вопросом.

Мы рекомендуем вам начать с маленького проекта, с которым проще всего совладать. В идеале вы должны быть хорошо знакомы с разработчиками этого проекта, или сами выступать в качестве ведущего программиста. Методы тестирования ПО настолько мощны, что даже плохо выполненное исследование даст вам столько полезных результатов, что ваш дизайн непременно улучшится. К тому же лучше погореть на маленьком проекте, чем на большом.

Если вы работаете над целыми конфигурациями, выберите ту, в которой больше все работают, и попытайтесь произвести во всех документах в нижней панели инструментов некоторое изменение: выстроить работу с кнопками. Сделайте так чтобы кнопка «ОК» была того же размера что и остальные, т.е. шире. И обязательно были картинки на этих кнопках. И чтобы присутствовала кнопка «Провести» внизу рядом со всеми кнопками, где ей и место по-сути. Сделать это можно во всех документах, где будет производится работа по изменению интерфейсов. При этом не забудем упомянуть, что если уж вы решили заниматься проработкой интерфейсов документов, то лучше всего форму «ФормаДокумента» скопировать и сделать ее отдельной, установив в этом виде документов, что она будет по-умолчанию. Данный способ позволит избежать особых проблем в обновлении конфигурации и позволит вам работать с настроенными формами так, как пользователю будет удобно. Это следует воспринимать как не руководство к действию, а как начало пути к созданию интерфейсов для удобства работы.

В некоторых случаях даже полезно прорабатывать формы документов для конкретных пользователей. Это не так уж и сложно осуществить при желании. Зато у пользователя будет документ без лишней информации, которая не воспринимается из-за обилия реквизитов.

 Приведем в пример один эксперимент. Мы на одном проекте пытались реализовать работу с документом «Заказ покупателя» через таблицу ввода данных, как это реализовано в регламентированных отчетах. Форма образовалась достаточно большой на двух листах формата А4. Вполне естественно не на каждый монитор эта форма в достаточно приглядном виде будет отображаться. На маленьких мониторах естественно форма сразу стала проигрывать, так как не вмещала в себя информацию, на которую пользователи обращали в-первую очередь. И приходилось постоянно несколько раз пролистывать вниз и искать глазами среди желтых реквизитов. Все оказалось неудобных. Хотя преследовалась вполне хорошая цель сделать формуляр ввода данных точно таким же как он выглядит в бумажном варианте. Только пользователи привыкли к той форме, что была ранее реализована. И переучиваться конечно же никто не хочет. Но в целом мы выяснили все причины почему не удобно и оказалось, что у нескольких пользователей мнение разделилось в корне. Что мы сделали? Мы объявили конкурс на лучшую форму и сделали так, что в программе пользователь мог сам выбрать в каком формуляре ему будет работать удобней. И в целом реализовали пять вариантов: нормальный, компактный (т.е. уменьшили масштаб до 75%), двойной (в виде двух листов А4 на экране, расположенных слева и справа, цветной (выделили по-блочно цветом важную информацию) и краткий (где на форме скомпоновали важные реквизиты в левый верхний угол, а остальное распределили по остальным сторонам). Некоторым понравилась именно первая форма, а многим вид компактный, а там где экран монитора позволял, то очень хорошо выглядела форма двойная. Результатом такого исследования оказалось, что пользователи сами выбрали в каком варианте им комфортней работать. Интересно еще и то, что новая платформа 1с8.3 на управляемых формах в себе закрепляет понятие, что сам пользователь может настроить себе форму так как нужно. Только вот наш эксперимент доказал на практике, что пользователи не любят настраивать сами. Они хотят одним мановением переключаться в требуемый формат и в нем работать. В нашем случае какой формат выбрал пользователь, в том и работает. При этом если нужно более кратко посмотреть, то выбирает краткий формат. 

И еще, лучше всего возвращаться в те вещи, которые уже много лет работают и их протестировать. Сами удивитесь, что и каким способом было выполнено и главное сколько можно полезного привнести нового с учетом накопившегося опыта.

Уверенность в себе может прийти с рождением, но в большинстве случаев оно приходит после 35 лет. Не бойтесь совершать ошибки. Возможность ошибаться – это прекрасная вещь. Если упал лицом в грязь, прими душ. Это можно делать снова и снова. И каждый раз приобретать бесценный опыт, который появляется с возрастом и которого так не хватает в молодости.


 

Учимся видеть 

  Изучить основы тестирования работы пользователей не так уж и сложно. Мы обучаемся этому уже более 15 лет. Хотя на деле только за последние три года продвинулись в этом направлении. И поняли одно  — нет пределов совершенству. Труднее всего  — правильно переварить полученные знания и достичь глубокого их понимания. На формирование достаточно большой базы данных знаний из тысяч наблюдений, чтобы стать классным экспертом по юзабилити, может уйти много лет.

Люди с опытом в несколько лет выдают вполне хорошие результаты, а при опыте в один год или около того упускают многие важные моменты. И все же просто нужно пройти через этот первый год, и чем раньше вы начнете к себе относиться критично, критично к каждой своей разработке, тем скорее вы станете мастером в этом деле.
 

Нужно самим научиться по-новому смотреть на окружающую повсюду информацию в поисках вдохновения и идей. Любая идея может натолкнуть на мысль и привести вас к созданию интересных решений. Самое важное  — постоянно учиться. Тяга к новым знаниям способна показать иные, неисследованные пути, а обучение откроет возможность не только видеть новое, но и может открыть способность другими глазами видеть перспективу, взглянуть на известное с другой стороны. 
 
«Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтоб ему сделали»
Конфуций

 
 

Вы считаете себя программистом-профессионалом? 


В ИТ-сфере знания быстро устаревают. Не надейтесь, что вы сможете освоить новые навыки на лету, просто прочитав руководство пользователя. Нужно постоянно изучать что-то новое, совершенствовать и оттачивать свои знания и развивать свои профессиональные навыки. Читайте блоги, посещайте вебинары и учебные курсы, общайтесь с коллегами и не бойтесь просить о помощи. Для развития любого профессионального отношения в своему делу необходима трата времени и трудозатраты.
 
Хороший специалист по юзабилити сводит воедино наблюдения за множеством пользователей, обнаруживает закономерности, и приходит к выводам, на основе которых делается дизайн. Лучше всего если специалист, будет делать инструмент прежде всего удобным для себя, т.е. если он останется доволен тем, что создал своими руками и ему удобно с этим работать, то это и будет хорошим шагом у успеху.
 

 


 

 

Вывод

 
Для успешной карьеры в области юзабилити (разработка удобных программных продуктов) требуются некоторые теоретические знания, но по большей части все зависит от того, как работают ваша голова, и от накопленного многолетнего опыта тестирования и изучения работы пользователей. Единственное, как вы можете получить этот опыт, это начать работать над собой прямо сейчас и подготавливать для себя заранее шаблоны, по которым будут создаваться дальнейшие разработки. И чем скорее начнете подготовку для себя готовых шаблонов и проработку концепции как должны выглядеть отчеты, документы, обработки, тем лучше.

В мире существуют миллионы вещей, которые помогают вашему успеху: ваше отношение к жизни, человеческие качества, умение быть руководителем, умение слушать и умение брать на себя ответственность. Если вы улучшите удобство работы пользователей, вы не только повысите их производительность труда (что принесет компании много денег), но и повысите свою производительность, а также повысите профессиональное реноме среди всех программистов компании (и не только), которые тоже входят в число пользователей этой программы. Желаем успехов!
 
Единственное препятствие —
 
пределы собственной фантазии!

 


Хаки для Dle 10.4
скачать форекс советники Ilan

Вернуться назад